Учитель дефектолог

Кто такой учитель-дефектолог?

Работая в школе уже 2-й год я столкнулась с некоторой проблемой, которая и подтолкнула меня к публикации данного материала. Проблема заключается в выражении- «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься». К моему великому сожалению я говорю не только о родителях. Когда речь заходит о учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику. Многие из них начинают возмущаться-«Какой еще дефектолог!!! У моего ребенка нет никаких дефектов!!! Он у нас нормальный!!!» многие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь. Не раз приходилось слышать и такую фразу, что дефектолог это учитель, который учит, извиняюсь, дураков. А уж педагоги всех детей бы отправили к нему!!

Так кто же такой, этот дефектолог? Что за страшилка такая для родителей?

Дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Чем же занимаюсь конкретно я? Содержание моей работы содержится в задачах.

  1. Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.
  2. Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
  3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
  6. А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью моей работы, если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:


1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.

2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное напрвление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).



Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.

Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.
На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.

Вот несколько примеров занятий.

1. познавательные раскраски


На первый взгляд обычная раскраска. На самом деле отрабатывается математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку- надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы(закрепление цвета), закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика.

2. Работа с фланелеграфом.


На данном занятии отрабатывается пространственно-временное направление. Изучаются времена года. Вроде бы ничего необычного, но детей приводит в дикий восторг, когда обычные бумажки без клея приклеиваются к ткани. Для них это настоящее волшебство. В дополнение развивается мышление, мелкая моторика, речь.

3. Работа с песком.

Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате- развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения.

4. работа с прищепками.

С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, словарь и др.
После всего сказанного и показанного я думаю каждый родитель изменит свое мнение о коррекционных дефектологических занятиях и захочет чтобы и его ребенок посещал такие интересные и увлекательные занятия.

И в заключение Желаю Вам, родители, успехов, терпения, мудрости в воспитании и обучении Ваших деток.

Автор материала: Учитель логопед-дефектолог Лаптева Дарья Вениаминовна Также по теме:

Чем же занимаюсь конкретно я? Содержание моей работы содержится в задачах.

1. Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.

2. Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
6. А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью моей работы, если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:

1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.

2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное напрвление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся -IX классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).

Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.

Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.
На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.

Логопед

Логопедия – наука, которая находится на стыке медицины, педагогики и психологии, и изучает различные дефекты речи, причины их появления, механизмы и способы устранения или предупреждения. Особенная актуальность работы специалиста-логопеда заключается в том, что, хотя нарушения речевой функции и не являются смертельно опасным недугом для человека, они всё же способны сильно осложнить ему жизнь, мешая нормальной коммуникации с окружающими. Особенно это актуально для детей: во-первых, большинство дефектов речи появляются именно в детском возрасте, когда их можно наиболее успешно излечить; во-вторых, если взрослые обычно более тактично и с пониманием относятся к собеседникам, имеющим проблемы с произношением, дети, увы, отличаются известной жестокостью к своим сверстникам с любыми особенностями. Такое положение вещей может стать причиной появления психологической травмы и комплексов, которые станут преградой для нормального общения с окружающими в детском и взрослом возрасте. Своевременное обращение к логопеду поможет избежать подобных проблем в жизни.

Кто такой логопед: педагог или врач

По поводу того, является ли логопед психологом, медиком или учителем, существуют различные точки зрения. Всё дело в том, что логопеды принимают пациентов не только в медицинских учреждениях. На сегодняшний день, в большинстве детских садов, школ и коррекционных учебных учреждений, в штате предусмотрена должность логопеда. Эти специалисты работают с детьми непосредственно по месту их обучения. Такие логопеды являются педагогами – они имеют высшее логопедическое или дефектологическое образование, а в своей работе руководствуются данными медицинского характера, полученными из карты пациента. Работа этого педагога тесно связана с врачебной деятельностью детского невролога, отоларинголога, психолога, так как причины появления дефектов речи, нередко обусловлены наличием каких-либо расстройств здоровья.

Специалисты, работающие в медицинских учреждениях, имеют высшее медицинское образование, а также образование в области дефектологии или логопедии, дополнительное прохождение курсов психотерапии. В отличие от педагогов, они могут назначать в схеме лечебной терапии медикаментозное лечение, а также применять психотерапевтические методики для того, чтобы помочь пациенту справиться с нарушениями речи.

Чем занимается логопед

Распространённым заблуждением является утверждение, что врач-логопед всего лишь помогает нужным образом “установить” правильное произношение конкретных звуков, так как это лишь часть работы логопеда. Доктор проводит диагностирование нарушений, изучает анамнез своего пациента, при необходимости назначает различные обследования – таким образом ему удаётся установить причину появления дефектов речи. После того, как диагноз поставлен, врач-логопед принимает решение о назначении конкретных терапевтических схем для устранения нарушений речевой активности.

Для этого специалиста обязательны навыки психолога и психотерапевта, так как работа с дефектами речи часто напрямую связана с психологическими травмами и комплексами, перенесённым испугом или иными тяжёлыми, стрессовыми состояниями.

Основными задачами доктора-логопеда является:

  • постановка правильного произношения звуков;
  • расширение словарного запаса;
  • совершенствование грамотности речи;
  • улучшение чёткости произношения;
  • коррекция речевых ошибок и неточностей;
  • реабилитационные меры к пациентам, которые приобрели дефекты речи из-за перенесённых болезней, например, после инсульта;
  • изучение механизмов и причин появления дефектов речи, разработка методов их корректировки;
  • определение органических поражений органов речевого аппарата.

Какие органы и психические явления лечит логопед

К компетенции доктора относится вся система органов речевого аппарата:

  • ротовая полость (челюсти, зубы, дёсны, твёрдое и мягкое нёбо);
  • голосовые связки;
  • язык.

Кроме того, логопеды занимаются изучением и лечением такого явления как логоневроз. Этим термином обозначается заикание различного происхождения.

Заболевания и нарушения, относящиеся к компетенции логопеда

Доктор-логопед работает с различными типами нарушений речи, как устными, так и письменными.

Его задачей является устранение:

  • дисфонии и афонии (нарушения звучности речи или её отсутствия);
  • дислалии (проблем с произношением конкретных звуков или сочетаний звуков);
  • брадилалии или тахилалии (замедленного или ускоренного произношения звуков);
  • дислексии и легастении (нарушений навыка чтения);
  • речевых дефектов и ринофонии голоса, связанных с нарушением слуха, а также с проведённым хирургическим вмешательством;
  • баттаризма, готтентотизма (абсолютной невнятности речи);
  • ринолалии (проблем с речью, которые возникают из-за особенностей формирования верхней губы и нёба);
  • дисграфии и аграфии (расстройств письменной речи).

Лечением некоторых из названных патологий доктор занимается совместно с хирургами, стоматологами, неврологами, отоларингологами.

Отдельной сферой деятельности логопеда являются нарушения речи, связанные с органическим поражением речевых центров головного мозга. Такие дефекты обычно достаточно трудно исправить. Этим занимается логопед-афазиолог.

Основные причины появления дефектов речи

Определение природы, этиологии появления тех или иных нарушений в работе речевого аппарата является первым шагом к их преодолению. Теоретические знания в этом вопросе позволяют предпринимать определённые профилактические меры для того, чтобы не допустить появления проблемы у тех людей, которые находится в группе риска. Разумеется, каждый случай является индивидуальным, и, для удобства работы логопедов, самые основные и наиболее распространённые факторы, провоцирующие появление дефектов речевой деятельности, были объединены в обобщённую классификацию. Различают:

  • врождённые особенности развития речевого аппарата: внутриутробные патологии развития плода, генетические мутации, наследственную предрасположенность, острую или хроническую гипоксию плода, родовые травмы;
  • органические нарушения в коре головного мозга, полученные в течение жизни: острые инфекционные заболевания, поражающие оболочки мозга, черепно-мозговые травмы, болезни, поражающие кору мозга (например, нарушения кровообращения);
  • психологические проблемы – к ним относится педагогическая запущенность, отсутствие людей вокруг, неблагоприятная ситуация в семье, психологические травмы, например, испуг или последствия насилия.

Повод для обращения к логопеду

Многие люди считают, что логопед, будь то врач или педагог, работает только с детьми, и взрослому человеку с дефектами речи нет смысла его посещать. Эта точка зрения не соответствует действительности. Безусловно, взрослый возраст – фактор, который усложняет работу с проблемами речевой деятельности. Многие дефекты уже невозможно будет устранить полностью, однако добиться определённого улучшения вполне реально.

Обратиться к логопеду необходимо в таких случаях:

  • после перенесённых операций по удалению гортани или голосовых связок: в таких случаях доктор помогает пациенту научиться использовать голосовую щель для извлечения определённых звуков;
  • в порядке реабилитации после инсульта: в случае, если поражение мозга затрагивает центры, отвечающие за речь, может наступить парез или паралич мышц гортани и мимических мышц. В этом случае доктор предлагает специальный комплекс упражнений, которые помогают добиться улучшения;
  • если нарушения речи появились после перенесённых психических расстройств: работа может проводиться совместно с психиатром или психотерапевтом.

Кроме того, к логопеду приходят и люди, желающие улучшить свои ораторские навыки, совершенствовать свою дикцию. С ними работает педагог-логопед.

Когда нужно вести ребёнка к логопеду

В связи с тем, что у детей процесс развития речевых центров ещё не закончен, и активно развиваются навыки чтения, дикции, произношения, работа над проблемами речи с ребёнком будет иметь более значимые результаты, чем в случае со взрослыми.

Родителям не стоит предъявлять завышенные требования к своему ребёнку. Особенно это касается момента, когда малыш начинает говорить. Например, уже к году-полутора малыш должен выговаривать хотя бы несколько слов, а, начиная с момента рождения – издавать единичные звуки. Что касается четкой и связной речи с абсолютно правильным произношением, сложно сказать точно, когда именно она должна появляться у ребёнка.

Среди объективных причин для посещения доктора-логопеда ребёнком до года – отсутствие произношения звуков младенцем. Обычно малыш реагирует на слова, прикосновения, игрушки элементарным гуканьем, лепетом, улыбкой. Если этого не происходит, не следует откладывать визит к доктору.

В период с года до трёх лет родителям нужно привести малыша к логопеду, если ему поставлен диагноз “детский церебральный паралич”, если есть наследственный фактор (позднее речевое развитие у кого-либо из родителей), также если у ребёнка диагностированы проблемы со слухом, зрением, или укороченной уздечкой языка.

С трёх до пяти лет родители следят за появлением таких признаков нарушений речевого развития:

  • неправильное произношение слов или отдельных звуков;
  • нарушение скорости произношения и проглатывание звуков;
  • ребёнок путает предлоги, союзы, падежи, и не реагирует на поправки;
  • невозможность внятно и последовательно описать картинку, составить предложения.

Проведение реабилитации после произведённых операций, затрагивающих речевой аппарат, также относится к компетенции логопеда, и может быть актуально в любом возрасте.

Родителям необходимо чётко понимать все последствия той ситуации, когда проблемы с речью у ребёнка пускаются на самотёк:

  • у детей с дефектами речевой деятельности обычно хуже усваивается учебный материал, из-за чего успеваемость в школе колеблется между низкой и средней;
  • нарушения речевого слуха мешает изучению иностранных языков;
  • нарушение связности речи затрудняет изучение устных предметов: биологии, литературы, истории, и других;
  • дефекты речи являются причиной проблем с коммуникацией, появления комплекса неполноценности, психологического дискомфорта.

Какие методы диагностики и лечения применяет в своей деятельности логопед

Диагностирование проблем с речью, в первую очередь, происходит на слух. Врач, осуществляя консультацию и приём, сначала опрашивает пациента, и уже по звукам его речи, по её связности может сделать предварительные выводы о дефектах речевой деятельности. Кроме того, доктор проводит специфические тестирования, при необходимости назначает консультации у смежных специалистов: отоларинголога, невролога, невропатолога, психиатра.

Проведя диагностику и установив проблему, врач-логопед определяет, относится ли она к его компетенции, или необходимо направить пациента к другому специалисту.

Вся система лечения у логопеда для детей и взрослых отличается в том плане, что в первом случае она будет иметь игровую форму. Доктор применяет комплексные методики воздействия и на сам дефект, и на причину его появления (по возможности). Эффективность лечения напрямую зависит от увлечённости и упорства пациента, так как заметные результаты дают только многократные тренировки и повторения. Занятия проходят по схеме усложнения, и, в основном, представляют собой комплексы упражнений. В некоторых случаях врач назначает медикаментозную терапию.

Логопед – специалист, благодаря которому люди с проблемами речи получают шанс на полноценную коммуникацию с окружающим миром. Этот вопрос актуален и для детей, и для взрослых. Дефекты речи могут становиться серьёзным препятствием для нормальной жизни, учёбы, работы, выстраивания отношений.

В зависимости от того, какое образование получил логопед, он может заниматься педагогической работой, или же осуществлять врачебную деятельность на базе клиник, больниц, специализированных коррекционных центров.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Кто такой дефектолог, чем занимается с детьми и какие занятия проводит

К сожалению, некоторые дети приобретают патологии, у них возникают проблемы с психикой, опорно-двигательным аппаратом, зрением и слухом. В таком случае им нужна помощь дефектолога в детском саду или школе. Этот специалист владеет методиками обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

Кто такой дефектолог

Дефектолог — коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими откролнения в развитии. Несмотря на то что наука дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог, и его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Работников этого профиля можно встретить не только в детских садах и школах. Их можно найти в реабилитационных и социальных центрах, поликлиниках. Он может работать как с определённым ребёнком, так и с группой.

Дефектология включает в себя несколько отраслей:

  • Олигофренопедагогика — работа с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития);
  • Сурдопедагогика — работа с проблемами слуха;
  • Тифлопедагогика — работа с нарушениями зрения;
  • Логопедия — работа с речевыми нарушениями.

Работа дефектолога в детском саду очень разнообразна и зависит от конкретных нарушений. В обычной школе вы редко найдёте данного специалиста — он работает в специализированных школах для детей с отклонениями в развитии. В школе обычно есть только логопед, который занимается детьми с речевыми нарушениями.

Ещё одна важная сторона деятельности дефектолога — привитие социальных и бытовых навыков. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью плохо приспосабливается к жизни, а слепые не могут ориентироваться в пространстве. Помочь с этим справиться призван коррекционный педагог.

Какую работу он проводит с детьми

Обучает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и другое — вот что делает дефектолог с детьми. Это далеко не самый полный перечь видов деятельности. Они зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.

На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.

На основе полученных результатов учитель разбивает детей на группы. Воспитанники в них обладают примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — эти детки чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушен я развития.

Занятия проводятся в нескольких направлениях:

  1. На первом этапе проводится ознакомление с окружающим миром. Формируются представления о нём, его законах. Они развивают внимательность и ответственность за свои действия.
  2. Второй этап — развитие элементарных математических представлений. В ходе занятий дефектолог рассказывает о величине, форме предметов и других характеристиках.

Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.

Малыши с задержкой психического развития отличаются проблемами с играми. Им тяжело контактировать с кем-то, следовать правилам. Поэтому им требуется помощь дефектолога. Он грамотно руководит действиями подопечных и помогает им найти общий язык друг с другом.

На видео ниже показан пример группового занятия коррекционного педагога:

Незаменимы и консультации для родителей. Дефектолог может ответить на всех их вопросы, дать совет и помочь справиться с проблемами ребёнка.

Примеры методов работы

Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.

Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.

Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков. Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы».

Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.

Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.

Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.

Проблемы дефектологии

В современных условиях не все лица с ОВЗ получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века все они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.

Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.

Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.

Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.

диагнозы и их расшифровки

Итак логопед поставил вашему малышу диагноз. Что же он обозначает
. Дислалия — это самое распространенное нарушение. Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.
Дизартрия — нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия — это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Особенности: голос приобретает «носовое звучание».
Заикание — нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 — 2,5 года. Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»). Профилактика заикания: речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой; нужно ограничить контакты малыша с заикающимися; не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке; избегайте психических и физических травм (особенно головы); не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями; не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда; не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками; не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;
Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Особенности: моторная алалия — ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия — ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).
Мутизм — прекращение речевого развития из-за психической травмы. Особенности: общий мутизм — ребенок не говорит вообще; избирательный мутизм — своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;
Детский аутизм — состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь. Особенности: дети легко возбудимы и иногда агрессивны; часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки; с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери; для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности: более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам); речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена; ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли; речь детей с ОНР является малопонятной; Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при
ОНР: 1-ый уровень — полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов. Особенности: словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»; при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» — это и кукла и девочка); часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) — сидеть, «пать» (спать) — кровать; такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»; многие звуки не произносятся; сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);
2-й уровень Особенности: достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы; используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе); нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала); в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);
3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц. Особенности: неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки); упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола); словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица); неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу); слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер); звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»; нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);